Приложение №8. ОО РР

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Основные задачи образовательной деятельности в области
Речевого развития

1.1.

Задачи по формированию словаря

стр.2

1.2.

Задачи по развитию звуковой культуры речи

стр.3

1.3.

Задачи по развитию грамматического строя речи

стр.4

1.4.

Задачи по развитию связной речи

стр.5

1.5

Задачи по подготовке детей к обучению грамоте

стр.8

1.6

Задачи по формированию интереса к художественной
литературе

стр.9

2.

Содержание

стр.12

2.1.

Формирование словаря

стр.12

2.2.

Звуковая культура речи

стр.13

2.3.

Грамматический строй речи

стр.14

2.4.

Связная речь

стр.15

2.5.

Подготовка к обучению грамоте

стр.19

3

Оснащение

стр.20

Ячейки, залитые серым цветом, обозначают, что в тексте ФОП ДО для данного
возраста обучающихся отсутствует текст, соответствующего содержания.

I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1.1.Задачи по формированию
словаря
3-4
4-5
1.1.1.Обогащение словаря
Закреплять у детей умение
Вводить в словарь детей
1. Различать и называть:
 существительные,
обозначающие профессии,
 Части предметов,
 глаголы, обозначающие
 Качества предметов,
трудовые действия.
 Сходные по
назначению предметы,
2. Понимать обобщающие слова.
Продолжать учить детей
определять и называть
 место положение предмета,
 время суток,
 характеризовать состояние
и настроение людей.

5-6
Вводить в словарь детей
 существительные,
обозначающие профессии
(каменщик, тракторист, швея);
 названия техники
(экскаватор, комбайн);
 прилагательные,
обозначающие признаки
предметов;
 наречия, характеризующие
отношение людей к труду
(старательно, бережно);
 глаголы, характеризующие
трудовую деятельность людей.
Упражнять детей в умении
подбирать слова со сходными
значениями (синонимы) и
противоположными значениями
(антонимы).

6-7
Расширять запас слов,
обозначающих название
 предметов,
 действий,
 признаков.

Закреплять у детей умения
использовать в речи синонимы,
существительные с
Обобщающими значениями
Вводить в словарь детей
антонимы, многозначные слова.

2

1.1.2.Активизация словаря
Активизировать в речи слова,
обозначающие названия
Предметов
ближайшего
окружения.

Закреплять у детей умения
использовать в речи
 существительные,
обозначающие названия частей
и деталей предметов,
 прилагательные,
обозначающие свойства
предметов,
 наиболее употребительные
глаголы, наречия и предлоги;
 употреблять
существительные с обобщающим
значением.
1. 2.Задачипоразвитиюзвуковойкультурыречи
3-4
4-5
Продолжать закреплять у детей
Закреплять правильное
умение внятно произносить в
произношение гласных и
словах все гласные и согласные
Согласных звуков, отрабатывать
звуки, кроме шипящих и
произношение свистящих,
сонорных.
шипящих и сонорных звуков.
Вырабатывать правильный темп
речи, интонационную
выразительность.
Продолжать закреплять умение
отчетливо произносить слова и
короткие фразы.

Совершенствовать
интонационную выразительность
речи.
Продолжать работу над дикцией:
совершенствовать отчетливое
произношение слов и
словосочетаний.

Закреплять у детей умение
правильно, точно по смыслу
употреблять в речи
 существительные,
 прилагательные,
 глаголы,
 наречия,
 предлоги,
 использовать
существительные с обобщающим
значением (строитель, хлебороб).

Совершенствовать умение
использовать разные части речи
точно по смыслу.

5-6
Закреплять правильное,
Отчетливое произношение всех
звуков родного языка.
Учить детей различать на слух и
отчетливо произносить часто
Смешиваемые звуки (с-ш,ж-з)
Отрабатывать интонационную
выразительность речи.

6-7
Совершенствовать умение
различать на слух и в
Произношении все звуки родного
языка.
Развивать интонационную
сторону речи (мелодика, ритм,
тембр, сила голоса, темп).
Отрабатывать дикцию: учить
детей внятно и отчетливо
произносить слова и
Словосочетания с естественной
интонацией.
3

Проводить работу по развитию
фонематического слуха: учить
различать на слух и называть
слова с определенным звуком.

1.3.Задачипоразвитиюграмматическогострояречи
3-4
4-5
Продолжать
Совершенствоватьумения:
1. формироватьудетейумения
 образовыватьформу
согласовывать слова в
множественного числа
существительных,обозначающих
 роде,
детенышей животных,
 числе,
 употреблять эти
 падеже;
существительныевименительном
2. использоватьв речи
и родительном падежах;
 именасуществительные
 правильноиспользовать
вформе единственного и
форму множественного числа
множественного числа,
родительного падежа
обозначающиеживотныхиих
существительных;
детенышей;
 существительныхвформе
множественного числа в
родительномпадеже;
Формироватьумениеправильно
Совершенствоватьумение
правильноиспользоватьпредлоги
употреблятьсуществительныес
в речи; правильно понимать и
предлогами.
употреблять предлоги с
пространственнымзначением(в,
под, между, около).

Продолжать развивать
фонематический слух. Учить
определять место звука в слове.

Совершенствовать
фонематический слух:
 называть слова с
определенным звуком,
 находить слова с этим
звуком в предложении,
 определять место звука в
слове (в начале, в середине, в
конце).

5-6
Совершенствоватьумениедетей
согласовывать в предложении
 существительныес
числительными,
 существительныес
прилагательным,
 образовывать
множественное число
существительных,
обозначающихдетенышей
животных.
Развиватьуменияпользоваться
несклоняемыми
существительными (метро)

6-7
Закреплятьумениесогласовывать
существительные с
числительными,
существительныес
прилагательными.

4

Закреплять удетейумения
образовывать повелительную
формуглаголов,использовать
приставочный способ для
образованияглаголов,знакомить
детей с образованием
звукоподражательныхглаголов.

Совершенствоватьумение
правильноупотреблятьформы
повелительного наклонения
глаголов.

Совершенствоватьудетейумение
пользоваться в речи разными
способамисловообразования.
Формироватьумениесоставлять
предложения с однородными
членами.

Правильнообразовыватьназвания
предметов посуды

Продолжатьформироватьудетей
умение правильно согласовывать
словавпредложении.
Совершенствоватьумения
использовать простые
сложносочинённые и
сложноподчинённыепредложения
1.4.Задачипоразвитиюсвязнойречи
3-4
4-5
Продолжатьзакреплятьудетей
Продолжатьсовершенствовать
умение отвечать на вопросы
диалогическую речь детей.
педагога при рассматривании
предметов,
картин,
иллюстраций;

Развивать умения
образовыватьпо образцу
однокоренныеслова(кот-котеноккотище),
образовыватьсуществительныес
увеличительными,
уменьшительными,
ласкательными суффиксами и
улавливатьоттенкивзначении
слов.
Познакомитьс разными
способамиобразованияслов.

Закреплятьумениеобразовывать
 глаголыс приставками
 существительныес
суффиксами,
 сравнительнуюи
превосходнуюстепени
имен прилагательных.

Продолжатьсовершенствоватьу
детей умение
 составлятьпо образцу
простыеисложныепредложения;
 приинсценировках
пользоватьсяпрямойикосвенной
речью.

Совершенствоватьумениедетей
использовать в речи сложные
предложенияразныхвидов.

5-6
Совершенствоватьдиалогическую
и монологическуюформы речи.

6-7
Совершенствоватьдиалогическую
и монологическую формы речи.

Совершенствовать умение детей
образовыватьоднокоренныеслова

5

Продолжать закреплять умение
свободновступатьвобщениесо
взрослыми и детьми,

Закреплятьпользоватьсяпростыми
формулами речевого этикета.

Закреплятьудетейумение
поддерживать беседу:
 задавать вопросы по
поводупредметов,ихкачеств,
действий с ними,
взаимоотношенийс
окружающими,
 правильнопоформеи
содержаниюотвечатьна вопросы

Развиватькоммуникативноречевые умения
удошкольников (умение
вступить,поддержатьизавершить
общение)
Воспитыватькультуруобщения:
формирование умений
приветствовать родных,
знакомых,детейпогруппе.
Использоватьформулыречевого
этикета
 приответепо телефону,
 привступлениивразговор с
незнакомыми людьми,
 привстрече гостей.

Закреплять умения поддерживать
непринужденную беседу,
 задаватьвопросы,
 правильно отвечать на
вопросы педагога и детей;
 объединять
в
распространенном ответе реплики
других детей,
 отвечать на один и тот же
вопроспо-разному(краткои
распространенно).
Закреплять умение
участвоватьвобщейбеседе,
внимательно
слушать
собеседника,неперебиватьего,
неотвлекаться.
Продолжать формировать у детей
умение
использовать
разнообразные формулы речевого
этикета, употреблять их без
напоминания;
Продолжать
формировать
культуру общения:
 называть взрослых по
имени и отчеству, на «вы»,
 называть
друг
друга
ласковыми именами,
 во время разговора не
опускать голову, смотреть в лицо
собеседнику,
не вмешиваться в разговор
взрослых

Закреплятьумениеотвечатьна
вопросы и задавать их.

Продолжать развивать
коммуникативно-речевыеумения

Воспитыватькультуруречевого
общения

6

Воспитыватьумениеповторятьза
педагогом рассказ из 3-4
предложенийобигрушкеилипо
содержанию картины,

Поддерживатьстремлениедетей
рассказывать о своих
наблюдениях,переживаниях;

Побуждать участвовать в
драматизацииотрывковиз знакомых
сказок.

Поддерживать стремлениедетей
пересказыватьнебольшиесказки
ирассказы,знакомыедетями
вновь прочитанные
Поддерживатьстремление
составлятьпообразцунебольшие
рассказы о:
 предмете,
 игрушке,
 посодержаниюсюжетной
картины.

Подводитьдетейкпересказыванию
литературных произведений
Формироватьумение
воспроизводить текст знакомой
сказки или короткого рассказа
сначалаповопросампедагога,а затем
совместно с ним

Поощрять разговоры детей по Формироватьумениястроить
поводу игр, прочитанных книг, разные типы высказывания
просмотренных фильмов.
(описание, повествование,
рассуждение),соблюдаяих
структуру и используя
разнообразныетипысвязеймежду
предложениями и между частями
высказывания.
Формироватьумениесоставлять
Совершенствоватьумение
составлятьрассказыопредмете,
небольшиерассказытворческого
по картине, по серии сюжетных
характерапотеме,предложенной
картинок.
педагогом.
Формировать
умение Продолжатьучитьдетей
самостоятельно составлять по составлятьнебольшиерассказыиз
плану и образцу небольшие личного опыта, творческие
рассказы о предмете, по картине, рассказыбезнаглядного
набору
картинок,
составлять материала.
письма
(педагогу,
другу); Закреплятьумениесоставлять
рассказы и небольшие сказки
составлятьрассказыизопыта,
передавая
хорошо
знакомые
события.
Развивать
коммуникативно- Продолжатьучитьдетей
речевые умения, умение связно, самостоятельно,выразительно,
последовательно и выразительно последовательно,безповторов
пересказывать
небольшие передавать содержание
литературные
произведения литературного текста,
(сказки, рассказы) без помощи использоватьвпересказе
вопросов педагога, выразительно выразительныесредства,
передавая диалоги действующих характерныедляпроизведения
лиц, характеристики персонажей,

7

1.5Задачипоподготовкедетейкобучениюграмоте
3-4
4-5
Знакомитьдетейстерминами
Продолжатьзнакомитьс
«слово»,«звук»впрактическом
терминами«слово», «звук»
плане.
практически.Учитьпониматьи
употреблять эти слова при
выполненииупражнений,в
речевых играх
Знакомитьдетейстем,чтослова:
 состоятиззвуков,звучат
по-разному и сходно,
 звукивсловепроизносятся в
определенной
последовательности; могут быть
разныеподлительностизвучания
(короткие и длинные)
Формироватьумениевслушиваться
Формироватьуменияразличатьна
в звучание слова.
слух твердые и мягкие согласные
(безвыделения терминов)
Формироватьуменияразличатьна
слух
 твёрдые и мягкие
согласные(безвыделения
терминов);
 определятьиизолированно
произносить первый звук в слове;
 называтьсловасзаданным
звуком; выделять голосом звук в
слове:произноситьзаданныйзвук
протяжно, громче, четче, чем он
произносится обычно, называть
изолированно.

5-6
Познакомитьдетейсословесным
составом предложения

Познакомитьдетейсозвуковым
составом слова.
Выделять словесное ударение и
определятьегоместовструктуре
слова.
Формироватьудетейумение
производить анализ слов
различнойзвуковойструктуры
Формироватьудетейумение
качественно
характеризоватьвыделяемые
звуки (гласные, твердый
согласный,мягкийсогласный,
ударныйгласный,безударный
гласный звук),
правильноупотреблять
соответствующиетермины

6-7
Упражнять
 всоставлении
предложенийиз2-4 слов,
 членениипростых
предложений на слова с
указаниемих последовательности.
Формироватьудетейумение
 делитьслована слоги,
 составлятьсловаиз слогов,
 делить на слоги
трехсложныесловасоткрытыми
слогами;
Знакомитьдетейсбуквами;
Формироватьудетейумение читать:
 слоги,
 слова,
 простыепредложенияиз2- 3
слов.

8

1.6.Задачипоформированиюинтересакхудожественной литературе
3-4
4-5
Обогащать опыт восприятия
Обогащатьопытвосприятия
жанров фольклора (потешки,
жанров фольклора (загадки,
песенки, прибаутки, сказки о
считалки,заклички,сказкио
животных)ихудожественной
животных,волшебныесказки)и
литературы(небольшиеавторские
художественной литературы
сказки, рассказы, стихотворения).
(авторскиесказки,рассказы,
стихотворения);
Знатьосновныеособенности жанров
литературных произведений.

5-6
Обогащать опыт восприятия
жанровфольклора(потешки,
песенки,прибаутки,сказкио
животных,волшебныесказки)и
художественной литературы
(небольшие авторские сказки,
рассказы,стихотворения).
Формироватьпредставленияо
некоторых жанровых,
композиционных, языковых
особенностяхпроизведений:
 поговорка,
 загадка,
 считалка,
 скороговорка,
 народнаясказка,
 рассказ,
 стихотворение.
Формироватьизбирательное
отношение к известным
произведениям фольклора и
художественнойлитературы,
Поддерживатьинициативудетей в
выборе произведений для
совместногослушания(втом
числе и повторное).
Развиватьинтереск
произведениямпознавательного
характера.

6-7
Знакомитьсразнообразнымипо
жанру и тематике
художественными
произведениями.

Формировать представления о
жанровых, композиционных и
языковыхособенностяхжанров
литературы:
 литературнаясказка,
 стихотворение,
 басня,
 пословица,
 небылица,
 былина.
Поддерживать избирательные
интересы детей к произведениям
определенногожанраитематики.

Развиватьинтерескизданиям
познавательного и
энциклопедическогохарактера;
9

Формировать навык совместного
слушаниявыразительногочтенияи
рассказывания (с наглядным
сопровождениемибезнего).

Привлекатьвниманиедетейк
ритму поэтической речи,
образнымхарактеристикам
предметов и явлений.

Способствоватьвосприятиюи
пониманию содержания и
композиции текста (поступки
персонажей,последовательность
событий в сказках, рассказах).

Развиватьспособность
восприниматьсодержаниеи
форму художественных
произведений:
 устанавливатьпричинноследственные связи в
повествовании,
 пониматьглавные
характеристики героев;

Формироватьположительное
эмоциональное отношение к
«чтениюспродолжением»
(сказка-повесть,циклрассказовсо
сквозным персонажем).
Развиватьобразностьречии
словесное творчество
 умениявыделятьизтекста
образные единицы,
 пониматьихзначение,
 составлятькороткие
рассказыпопотешке,прибаутке

Углублятьвосприятие
содержания и формы
произведений:
 оценка характера
персонажа с опорой на его
портрет,поступки,мотивы
поведения;
 другиесредствараскрытия
образа;
 ритмвпоэтическомтексте.

Формироватьположительное
эмоциональное отношение к
«чтениюспродолжением(сказкаповесть, цикл рассказов со
сквозным персонажем).
Развиватьобразностьречии
словесное творчество
 составлениесравнений,
 метафор,
 описательных и
метафорическихзагадок,
 сочинение текстов
сказочногоиреалистичного
характера,
 созданиерифмованных
строк
Углублятьвосприятие
содержания и формы
произведений:
 оценка характера
персонажа с опорой на его
портрет,поступки,мотивы
поведения
 другиесредствараскрытия
образа;
 развитиепоэтического
слуха

10

Формироватьумениевнятно,не
спеша произносить небольшие
потешки и стихотворения,
воспроизводить короткие ролевые
диалоги из сказок и прибауток в
играх-драматизациях,повторятьза
педагогом знакомые строчки и
рифмы из стихов, песенок,
пальчиковых игр.
Поддерживатьположительные
эмоциональные проявления
(улыбки, смех, жесты) детей в
процессесовместногослушания
художественных произведений.
Поддерживатьобщениедетейдруг с
другом и с педагогом в процессе
совместного рассматривания
книжек-картинок,иллюстраций.

Развиватьхудожественно-речевые
и исполнительские умения:
 выразительное чтение
наизустьпотешек,прибауток,
стихотворений;
 выразительноеисполнение
ролей в инсценировках;
 пересказнебольших
рассказов и сказок

Совершенствовать
художественно-речевыеи
исполнительскиеумения:
 выразительное чтение
наизустьпотешек,прибауток,
стихотворений;
 выразительноечтениепо
ролям в инсценировках;
 пересказблизкоктексту
Поддерживать положительные
эмоциональныепроявлениядетей
(радость, удовольствие при
слушании произведений).

Воспитыватьценностное
отношениеккниге,уважениек
творчеству писателей и
иллюстраторов.

Рассматривание иллюстраций
Формироватьотношениедетейк
разныххудожниковкодномуи тому книгекакэстетическомуобъекту
же произведению

11

II.СодержаниеобразовательнойдеятельностиобразовательнойобластиРЕЧЕВОЕРАЗВИТИЕ
2.1.Содержаниераздела«Формированиесловаря»
3-4
4-5
5-6
Педагогобогащаетсловарьдетейза
Педагог формирует у детей
Педагогосуществляет
обогащение словаря за счет
счет расширения представлений о
умениеиспользоватьвречи:
расширенияпредставленийо

людях,

названияпредметови
явлениях социальной жизни,
материалов,изкоторыхони

предметах,
взаимоотношенияхихарактерах
изготовлены;

частях предметов (у
людей;

названияживыхсуществи
рубашки–рукава,воротник,
Педагогосуществляет
сред их обитания,
пуговица),
обогащениесловарязасчетслов,

некоторыетрудовые

качествпредметов
обозначающих
процессы;
(величина,цвет,форма,
материал),

слова,обозначающиечасти -названия профессий,
учреждений,предметови
предметов, объектов и явлений

некоторых сходных по
природы, их свойства и качества инструментов труда, техники,
назначениюпредметов(стул–
помогающейвработе,трудовые
(цветовые оттенки, вкусовые
табурет),
действия и качество их
качества, степени качества

объектах природы
выполнения;
объектов, явлений);
ближайшего окружения, их
-личностныехарактеристики
действиях,ярковыраженных
человека,
особенностях,
-егосостоянияи настроения,
-внутренниепереживания;
-социально-нравственные
категории,
-оттенкицвета,
-тонкоедифференцирование
формы, размера и других
признаков объекта;
-названияобследовательских
действий, необходимых для
выявлениякачестви свойств
предметов

6-7
Педагог формирует у детей
уменияподбиратьточныеслова для
выражения мысли

12

Педагогформируетудетейумение
Педагогформируетудетей
понимать обобщающие слова
умение употреблять слова,
(мебель,одежда).
обозначающие некоторые
родовыеивидовыеобобщения,а
Активизациясловаря.Педагог
также лежащие в основе этих
формирует у детей умение
обобщений существенные
использовать в речи названия
признаки; слова извинения,
предметовиобъектовближайшего
участия, эмоционального
окружения, знать их назначение,
сочувствия.
частиисвойства,действиясними;
названия действий гигиенических
процессов умывания, одевания,
купания, еды, ухода за внешним
видом и поддержания порядка;
названия некоторых качеств и
свойствпредметов;материалов;
объектов и явлений природы.
2.2.Содержаниераздела«Звуковаякультураречи»
3-4
4-5
Педагогпродолжаетразвиватьу
Педагогразвиваетудетей
детей
звуковуюиинтонационную
 звуковуюиинтонационную
культуру речи,
культуру речи,
фонематическийслух.
 фонематическийслух,
Педагогпродолжаетразвиватьу
Педагогпомогаетдетям овладеть
детей умение правильно
правильным
произносить гласные звуки;
произношениемзвуковродного
твердые и мягкие согласные звуки
языка и словопроизношением.
([м],[б],[п],[т],[д],[н],[к],[г],[х], [ф], закрепляет у дошкольников
[в], [л], [с], [ц]);
произношение свистящих и
шипящих звуков; учит четко
слышать специально
интонируемыйвречипедагога
воспроизводить фонетическийи
звук.
морфологическийрисунокслова

.Педагогзакрепляетудетей
умениеобобщатьпредметы:
объединять их в группы по
существенным признакам.

5-6
Педагогразвиваету
дошкольников
 звуковую и
интонационнуюкультуруречи,
 фонематическийслух
Педагог способствует освоению
дошкольниками правильного
произношения сонорных звуков
([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в
чистом звукопроизношении в
процессеповседневногоречевого
общения и при звуковом анализе
слов

Педагог формирует у детей
умениявыполнятьоперацию
классификации ‒ деления
освоенныхпонятийнагруппына
основе выявленных признаков,
использовать в речи средства
языковой выразительности:
антонимы, синонимы,
многозначные слова, метафоры,
олицетворения

6-7

Педагогспособствует
автоматизацииидифференциации
сложных для произношения
звуков в речи; проводит
коррекциюимеющихся
нарушенийвзвукопроизношении

13

Педагогическийработник
формирует
 правильноеречевоедыхание,
 слуховоевнимание,
 моторикуречевого аппарата,
 обучаетдетейвоспроизводить
ритм стихотворения.

Педагогформируетумения
 говоритьвнятно,всреднем
темпе, голосом средней силы,
 выразительночитатьстихи,
регулируя интонацию, тембр,
силу голоса и ритм речи в
зависимости от содержания
стихотворения

2.3.Содержаниераздела«Грамматическийстройречи»
3-4
4-5
Педагогформируетудетейумения
Педагог формирует у детей
использовать в речи и правильно
умениеиспользоватьполные,
согласовывать прилагательные и
распространенные простые с
существительныевроде,падеже.
однородными членами и
сложноподчиненныепредложения
Педагогформируетудетейумения
для передачи временных,
употреблять существительные с
пространственных,причиннопредлогами(в,на,под,за)
следственных связей
Педагогформируетудетейумения
использовать в речи названия
животных и их детенышей в
единственном и множественном
числе(кошка‒котенок,котята)
Педагогформируетудетейумения
составлять простое
распространенноепредложениеис
помощью педагога строить
сложные предложения

Педагогобучаетиспользованию
средств интонационной
выразительности при чтении
стихов,пересказелитературных
произведений, в процессе
общения(самостоятельное
изменениетемпа,ритмаречи,
силы и тембра голоса в
зависимостиотсодержания).
5-6
Педагог формирует у детей
умениеграмматическиправильно
использовать в речи:
 несклоняемые
существительные, слова,
имеющиетолькомножественное
или
 толькоединственное
число;
 существительные
множественногочислав
родительном падеже;
 образовыватьслова,
пользуясь суффиксами,
приставками.

6-7
Педагогразвиваетудетейумения
образовывать сложные слова
посредствомслиянияоснов
Педагогразвиваетудетейумения
самостоятельно использовать в
речиразныетипыпредложенийв
соответствии с содержанием
высказывания
Педагогспомощьюигри
упражненийзакрепляетумения
 согласовывать
существительные с
числительными,существительные
с прилагательными,
 образовывать по образцу
существительныессуффиксами,

14

Педагогзакрепляетовладение
Педагог формирует у детей
детьми разными способами
умениеправильноупотреблять
словообразования(наименования
суффиксы и приставки при
предметов посуды с помощью
словообразовании;использовать
суффиксов)
систему окончаний
существительных,
Педагогформирует умение
образовыватьповелительную
прилагательных,глаголовдля
оформления речевого
форму глаголов (беги, лови),
использоватьприставочныйспособ
высказывания.
для образования глаголов (вошел –
вышел), образовывать
звукоподражательныеглаголы
(чирикает)
2.4.Содержаниераздела«Связнаяречь»
3-4
4-5
Педагогразвиваетудетей
Педагогподдерживает
следующиеуменияпоинициативе
стремлениедетейзадаватьи
взрослого называть
правильно формулировать
вопросы,приответахнавопросы
 членовсвоей семьи,
использовать элементы
 знакомых литературных
объяснительнойречи,развивает
героеви ихдействиянакартинках,
умение пересказывать сказки,
 разговариватьолюбимых
составлять описательные
игрушках;
рассказыопредметахиобъектах, по
картинкам.
Педагогразвиваетудетейумения
Педагогформируетудетей
элементарно договариваться со
умение участвовать в
сверстником о совместных
коллективном разговоре,
действияхвигровом общении
поддерживаяобщуюбеседу,не
перебивая собеседников,

Педагог формирует у детей
умениеграмматическиправильно
использовать в речи глаголы
«одеть»и«надеть»,

Педагогспомощьюигри
упражненийзакрепляетумения
образовывать по образцу
 глаголыс приставками,
 сравнительнуюи
превосходнуюстепениимен
прилагательных

5-6
Педагогразвиваетудетейречевое
творчество, формирует интерес к
самостоятельному сочинению,
созданию разнообразных видов
творческих рассказов:
придумываниепродолженияи
окончаниякрассказу,рассказыпо
аналогии, рассказы по плану
педагога,помодели.

6-7
Педагог формирует умение
использоватьсредстваязыковой
выразительностиприсочинении
загадок, сказок, стихотворений

Педагогразвиваетудетейумение
соблюдать этику общения в
условиях коллективного
взаимодействия;
обогащаетпредставлениядетейо
правилах речевого этикета,

Педагогподводитдетейк
осознанномувыборуэтикетной
формы в зависимости от
 ситуацииобщения,
 возрастасобеседника,
цели взаимодействия
15

Педагогзакрепляетудетейумения
использовать основные формы
речевогоэтикетавразных ситуациях
общения

Педагогпомогаетдетямопределять и
называть ярко выраженные
эмоциональные состояния детей,
учитывать их при общении:
пожалеть, развеселить,
использоватьласковыеслова

Педагог закрепляет у детей
уменияиспользоватьвречи
вариативныеформыприветствия;
прощания;обращенияквзрослым
и сверстникам с просьбой,
благодарности,обидыжалобы,
формирует у детей навыки,
обращаться к сверстнику по
имени,квзрослому—поимении
отчеству.
Педагогпомогаетдетямосваивать
умения адекватно реагировать на
эмоциональное состояние
собеседникаречевым
высказыванием.

Педагогпомогаетдетямосваивать
этикет
 телефонного разговора,
 столового,
 гостевогоэтикета,
 этикетвзаимодействияв
общественных местах;

Педагогформируетумение
употреблять
вариативныеэтикетные
формулы эмоционального
взаимодействия с людьми,
правила этикета в новых
ситуациях(например.формирует
умениепредставитьсвоегодруга
родителям, сверстникам)

Педагог помогает детям
использоватьневербальные
средстваобщения(мимика,
жесты,позы);принятыенормы
вежливого речевого общения;
участвовать в коллективных
разговорах
Педагог формирует у детей
умениеиспользоватьсредства
интонационной речевой
выразительности,элементы
объяснительной речи при
разрешенииконфликтов,

16

Педагогспособствуетосвоению
умений диалогической речи:
 отвечатьнавопросыи
обращения педагога;
 сообщать о своих
впечатлениях,желаниях;
 задаватьвопросывусловиях
наглядно представленной ситуации
общения
 развиваетудетейумения
отвечать на вопросы, используя
формупростогопредложенияили
высказывания из 2-3-х простых
фраз.

Педагогразвиваетудетей
связную, грамматически
правильнуюдиалогическуюречь
Педагог обучает детей
 использоватьвопросы
поискового характера
(«Почему?»,«Зачем?»,«Для
чего?»);
 составлять описательные
рассказиз5—6предложенийо
предметах;
 составлятьповествовательные
рассказы из личного опыта;
 использоватьэлементарные
формы объяснительной речи
Педагогпомогаетдетямосваивать
умения вступать в речевое
общениесокружающими,
 задаватьвопросы,
 отвечатьна вопросы,
 слушатьответыдругих
детей,
 использоватьразныетипы
реплик,
 рассказыватьособытиях,
 приглашатьк
деятельности;

Педагогформируетудетей умения
 самостоятельностроить
игровые и деловые диалоги;
 пересказывать
литературныепроизведенияпо
ролям, по частям, правильно
передавая идею и содержание,
 пользоватьсяпрямойи
косвенной речью;

находить в текстах
литературныхпроизведений
сравнения,эпитеты;использовать
ихприсочинениизагадок,сказок,
рассказов

Педагогзакрепляетудетей
умение пересказывать
литературные произведения по
ролям, близко к тексту, от лица
литературного героя, передавая
идеюисодержание,выразительно
воспроизводя диалоги
действующихлиц,подводитк
пониманию и запоминанию
авторских средств
выразительности,использованию
их при пересказе, в собственной
речи, умению замечать их в
рассказахсверстников

Педагогподдерживаетинтерес
детей
крассказываниюпособственной
инициативе,
поощряет использование в
диалогеразныхтиповреплик.
поощряетиспользоватьэлементы
речи-доказательства при
отгадывании загадок, в процессе
совместных игр, в повседневном
общении,

Педагогиспользуетречевые
ситуации и совместную
деятельность для формирования
коммуникативно-речевыхумений
у детей

Педагог формирует у детей
уменияиспользоватьразныевиды
деятельности и речевые ситуации
дляразвитиядиалогическойречи.

Педагог развивает у детей
способностьсамостоятельно
использоватьвпроцессеобщения
со взрослыми и сверстниками
 объяснительнуюречь,
 речь- доказательство,
 речевоепланирование
Педагогпомогаетдетямосваивать
умения коллективного речевого
взаимодействия при выполнении
порученийиигровых заданий,
17

Педагогформируетуменияудетей
использовать дружелюбный,
спокойныйтон,речевыеформы
вежливогообщениясовзрослымии
сверстниками: здороваться,
прощаться,благодарить,выражать
просьбу, знакомиться

Педагогспособствуетосвоению
умений монологической речи:
повопросамсоставлятьрассказ
по картинке из 3-4-х предложений;
совместноспедагогом
пересказыватьхорошознакомые
сказки;
читатьнаизустькороткие
стихотворения,
слушатьчтениедетскихкниги
рассматриватьиллюстрации.

Педагогразвиваетудетейумения
использоватьвариативныеформы
приветствия, прощания,
благодарности,обращенияс
просьбой.
Педагогподдерживает
инициативность и
самостоятельностьребенкав
речевомобщениисовзрослымии
сверстниками
Педагогразвиваетудетей
связную, грамматически
правильнуюмонологическую
речь
Педагогразвиваету
дошкольников
речевоетворчество,
умения сочинять
повествовательныерассказыпо
игрушкам, картинам;
составлятьописательныезагадки
об игрушках, объектах природы;
;использоватьвпрактике
общения описательные монологи
иэлементыобъяснительнойречи.

Педагогзакрепляетудетей умение
 внимательновыслушивать
рассказы сверстников
 замечатьречевыеошибкии
доброжелательно
исправлять их

Педагогспособствуетразвитиюу
детей монологической речи,
формирует умение замечать и
доброжелательноисправлять
ошибки в речи сверстников
Педагогпомогаетопределятьи
воспроизводить логику
описательного рассказа; в
описательных рассказах о
предметах,объектахиявлениях
природы использовать
прилагательныеинаречия;
строить свой рассказ в
соответствиислогикой
повествования; в повествовании
отражатьтипичныеособенности
жанра сказки или рассказа

Педагогразвиваетудетей
умение
 внимательновыслушивать
рассказы сверстников,
 помогатьимвслучае
затруднений,
 замечатьречевыеи
логические ошибки,
 доброжелательно и
конструктивноисправлятьих.
Вописательныхрассказахпедагог
формирует у детей умения
передаватьэмоциональное
отношениекобразам,используя
средства языковой
выразительности:метафоры,
сравнения,эпитеты,гиперболы,
олицетворения
самостоятельно определять
логикуописательногорассказа;
использовать разнообразные
средства выразительности
формирует умение составлять
повествовательные рассказы по
картине, из личного и
коллективногоопыта,понабору
игрушек
закрепляет у детей умение
строитьсвойрассказ,соблюдая
структуру повествования,
составлятьрассказыконтаминации
18

2.5.Содержаниераздела«Подготовкадетейкобучениюграмоте»
3-4
4-5
Педагогформируетудетейумение
Педагогформирует
представленияотом,чтослова
вслушиваться в звучание слова,
состоят из звуков, могут быть
длинными и короткими;
формирует умение сравнивать
словапо протяженности
Педагогзакрепляетвречидетей
Педагогзакрепляетудетей
термины «слово», «звук» в
умение понимать термины
практическомплане.
«слово»,«звук»,использоватьих в
речи
Педагогпомогаетдетямосваивать
начальные умения звукового
анализа слов: самостоятельно
произносить слова, интонационно
подчеркивая в них первый звук;
узнаватьслованазаданныйзвук.

Педагог помогает детям сочинять
сюжетныерассказыпокартине,из
личного опыта; с помощью
педагога.

Педагогпомогаетдетямосваивать
умения самостоятельно сочинять
разнообразные виды творческих
рассказов.Втворческихрассказах
закрепляет умение использовать
личный и литературный опыт в
зависимости от индивидуальных
интересови способностей

5-6
Педагогпомогаетдетямосваивать
представления о существовании
разных языков

6-7
Продолжаетформироватьудетей
интерес к языку, осознанное
отношениекязыковымявлениям

Педагогпомогаетдетямосваивать
термины «слово», «буквы»,
«предложение»,«гласныйзвук»и
«согласныйзвук»
Педагог помогает проводить
звуковойанализслова,делитьна
слоги двух-трех слоговые слова,
осуществлять звуковой анализ
простых трех звуковых слов.

Педагогмотивируетдетейзнать
буквы, читать слоги
Педагог помогает освоить
звуковой анализ четырех
звуковыхипятизвуковыхслов

19

Педагог помогает интонационно
выделятьзвукивслове,различать
гласные и согласные звуки,
определятьтвердостьимягкость
согласных, составлять схемы
звукового состава слова

Педагог помогает закреплять
умениеинтонационновыделять
звуки в слове, определять их
последовательность, давать им
характеристику,составлятьсхемы
слова, выделять ударный гласный
звук в слове
Педагог помогает составлять
Педагог помогает определять
предложенияпоживоймодели,
количествоипоследовательность
определять количество и
слов в предложении, составлять
последовательностьсловв
предложения с заданным
количествомслов
предложении
Педагог развивает мелкую
Педагогразвиваетумение
моторикукистейрукспомощью
ориентироватьсяналисте,
раскрашивания, штрихования,
выполнятьграфическиедиктанты,
мелких мозаик.
штриховку в разных
направлениях,обводку.
III.Оснащениеразвивающейпредметно-пространственнойсредыдошкольногообразовательногоучреждениядляречевогоразвития
Оснащениесоответствуетперечню,представленномув«Рекомендацияхпоформированиюинфраструктурыдошкольныхобразовательных
организацийикомплектацииучебно-методическихматериаловвцеляхреализацииобразовательныхпрограммдошкольногообразования»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».