ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Брусничка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней оценке качества образования (далее – Положение) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Брусничка» (далее - МАДОУ) определяет цели, задачи и порядок оценки качества образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: - Конституция Российской Федерации; - Трудовой кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155); - Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013 № 1014, зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038); - приказ Минобрнауки Республики Бурятия от 08.09.2022 г. № 1121 «О проведении качества дошкольного образования в организациях Республики Бурятия, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования»; - Устав МАДОУ. 1.3. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим МАДОУ. 1.4. Изменения и дополнения в настоящее положения вносятся педагогическим советом и принимаются на его заседании. 1.5. Срок Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Основные цели, задачи, предмет оценки качества дошкольного образования МАДОУ 2.1. Целью оценки качества образования в МАДОУ является установление степени соответствия измеряемых условий эталону как общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. 2.2. Задачами оценки качества образования являются: - получение объективной информации об уровне и тенденциях развития образовательной деятельности; - анализ полученной информации о состоянии измеряемых условий и динамики его развития по показателям качества образования. - предоставление всем участникам образовательного процесса достоверной информации о качестве образования. - прогнозирование развития МАДОУ. 2.3. Принятие своевременных и обоснованных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности. Предметом оценки качества образования в МАДОУ являются условия: финансовые, материально-технические, кадровые, педагогические, развивающая предметно-пространственная среда. 3. Основные показатели, критерии процедуры оценки качества дошкольного образования МАДОУ 3.1. Процедура оценки педагогических условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей: - характер взаимодействия сотрудников с детьми; - наличие возможностей для социально-личностного развития ребенка в процессе организации различных видов детской деятельности; - наличие возможностей для развития игровой деятельности 3.2. Основными критериями оценки педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ являются: - сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе; - сотрудники способствуют установлению доверительных отношений с детьми - сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении - взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности - сотрудники уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями - сотрудники используют позитивные способы коррекции поведения детей - педагоги планируют образовательную работу (развивающие игры, занятия, прогулки, беседы, экскурсии и пр.) с каждым ребенком и с группой детей на основании данных педагогической диагностики развития каждого ребенка - дети постоянно находятся в поле внимания взрослого, который при необходимости включается в игру и другие виды деятельности - педагоги создают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира - педагоги создают условия для развития у детей географических представлений окружающего мира - педагоги создают условия для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдают за движением Солнца и Луны, рассматривают звездное небо; рассказывают о вращении планет вокруг Солнца; показывают на открытках, слайдах изображения созвездий, комет, метеоритов, рассказывают и читают о солнечных и лунных затмениях и т.п.). - педагоги создают условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей в естественнонаучном познании (организуют проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.). - педагоги создают условия для развития у детей интереса к конструированию - педагоги учат детей планировать, подбирать и соотносить детали, создавать конструкции по собственному замыслу, заданным условиям, картинкам, схемам, чертежам, моделям - педагоги знакомят детей с разными видами конструкторов - педагоги поощряют творческую активность детей в конструктивной деятельности - педагоги поощряют сотрудничество детей при создании коллективных построек (помогают создать общий замысел, распределить действия, вместе подобрать необходимые детали и материалы и пр.). - педагоги создают условия для развития у детей интереса к математике - педагоги в соответствии с возрастными возможностями детей создают условия для развития умственных действий: выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений, их свойств; сериации, классификации (предлагают подобрать предметы по форме, цвету, величине, назначению, разложить в порядке возрастания - убывания одного или нескольких признаков, выделить из набора картинок мебель, одежду, растения и т.д., собрать пирамидку, матрешку, и т.п.). - педагоги развивают у детей представления о количестве и числе - педагоги знакомят детей с различными средствами и способами измерения - педагоги создают условия для развития у детей элементарных геометрических представлений (знакомят с основными геометрическими фигурами и формами, учат их называть, различать, изображать). - педагоги развивают у детей пространственные представления: учат определять взаимное расположение предметов («верх-низ», «над-под», «рядом», «справа», «слева» и др.); ориентироваться в пространстве (по словесной инструкции, плану, схемам и пр.). - педагоги создают условия для развития у детей представлений о времени и способах его измерения (знакомят с основными временными интервалами: минута, час, день, неделя, месяц, год; временными соотношениями: вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; рассказывают об определении времени по часам и календарю). - педагоги используют развивающие компьютерные игры для ознакомления детей с элементарными правилами пользования компьютером - педагоги приобщают детей к театральной культуре - педагоги создают условия для развития способностей детей в театрализованной деятельности - педагоги создают условия для развития творческой активности и самореализации детей в театрализованной деятельности - педагоги реализуют индивидуальный подход в организации театрализованной деятельности детей (стремятся привлечь каждого ребенка к участию в спектаклях или других выступлениях, предлагают главные роли застенчивым детям, вовлекают в спектакли детей с речевыми трудностями и пр.). - педагоги создают условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.). - педагоги создают условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (используют игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливают атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.). - сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками - педагоги способствуют обогащению речи детей - педагоги поощряют речевое творчество детей - сотрудники создают условия для развития у детей правильной речи - педагоги создают условия для развития речевого мышления детей - педагоги создают условия для развития у детей планирующей и регулирующей функции речи - педагоги создают условия для подготовки детей к чтению и письму - сотрудники создают условия для развития у детей положительного самоощущения, уверенности в себе, чувства собственного достоинства - сотрудники создают условия для формирования у детей положительного отношения к другим людям - сотрудники создают условия для развития у детей инициативности, самостоятельности, ответственности - взрослые создают условия для развития сотрудничества между детьми - педагоги приобщают детей к нравственным ценностям - взрослые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду - педагоги создают условия для формирования у детей навыков безопасного поведения - педагоги способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни - педагоги создают условия для различных видов двигательной активности детей - в ходе организованных физкультурных занятий и свободной физической активности детей педагоги реализуют индивидуальный подход - педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности - проводится работа по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витамино-фито и физиотерапия, массаж, корригирующая гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми и т.п.). - взрослые создают предпосылки для развития у детей гражданского самосознания - педагоги способствуют развитию у детей интереса к культуре народов мира, приобщают детей к культуре их Родины, знакомят с образом жизни человека в прошлом и настоящем - педагоги развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе - педагоги обеспечивают условия для развития у детей интереса и эмоциональноположительного отношения к живой природе - педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания, создают условия для экспериментирования и творческой активности детей (выращивание растений из семян, составление гербариев; сочинение рассказов и сказок о жизни животных и растений; изготовление поделок, рисунков и т.п.). 3.3. Процедура оценки развивающей предметно-пространственной среды для реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей: - насыщенность предметно-пространственной среды - трансформируемость пространства - полифункциональность игровых материалов - вариативность предметно-пространственной среды - доступность предметно-пространственной среды - безопасность предметно-пространственной среды 3.4. Основными критериями оценки развивающей предметно- пространственной среды реализации основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения являются: - организация среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы - развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрасту детей - в МАДОУ обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов - предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей - предметно-пространственная среда обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха; экспонируются фотографии ребенка и его семьи; в групповых и других помещениях, на лестничных пролетах, в проходах, холлах организованы выставки с поделками детей и пр.) - предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой деятельности детей - предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательного развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, зимний сад, огород, «живой уголок» и др.) - предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественноэстетического развития детей (помещения МАДОУ и участок оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей) - предметно-пространственная развивающая среда является трансформируемой т.е. может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей - предметно-пространственная развивающая среда является полифункциональной - предметно-пространственная развивающая среда является вариативной - созданы условия для информатизации образовательного процесса (для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т.п.) - предметно-пространственная среда и ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности 3.5. Процедура оценки кадровых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей: - квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала - должностной состав реализации ООП ДО - количественный состав реализации ООП ДО - компетенции педагогических работников 3.6. Основными критериями оценки кадровых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются: - соответствие квалификации педагогических работников требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих; - соответствие квалификации учебно-вспомогательного персонала требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих; - соответствие должностей педагогических работников содержанию ООП ДО - профильная направленность квалификации педагогических работников в соответствии с занимающей должностью - отсутствие вакансий; - способность педагогических работников обеспечивать эмоциональное благополучие детей - способность педагогических работников обеспечивать поддержку индивидуальности и инициативы детей - способность педагогических работников устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях - способность педагогических работников к построению вариативного образования, ориентированного на индивидуальные особенности развития детей - способность педагогических работников к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников. 3.7. Процедура оценки материально-технических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей: - средства обучения и воспитания детей - учебно-методическое обеспечение ООП ДО - материально-техническое обеспечение ООП ДО - предметно-пространственная среда 3.8. Основными критериями оценки материально-технических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ являются: - соответствие средств обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям развития детей - обеспеченность ООП ДО учебно-методическими комплектами, оборудованием, специальным оснащением; - соответствие материально-технических условий требованиям пожарной безопасности - соответствие материально-технических условий требованиям СанПин - соответствие предметно-пространственной среды требованиям ООП ДО 3.9. Процедура оценки финансовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей: - норматив обеспечения реализации ООП ДО - структура и объем расходов, необходимый на реализацию ООП ДО - вариативность расходов в связи со спецификой контингента детей 3.10. Основными критериями обеспечения финансовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ являются: - фактический объем расходов на реализацию ООП ДО - структура и объем расходов на реализацию ООП ДО по факту - дополнительные расходы в связи с вариативностью расходов в связи со спецификой контингента детей - объем привлечения финансов на реализацию ООП ДО 4. Организация процедуры оценки качества дошкольного образования в МАДОУ. 4.1. Процедура оценки педагогических условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ включает: - наблюдение за организацией образовательной деятельности со стороны педагогических работников - фиксация результатов наблюдений в оценочных листах с уточнением степени проявления наблюдаемых явлений - наблюдение за процессом взаимодействия всех участников образовательных отношений 4.2. Процедура оценки предметно-пространственной развивающей среды реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает: - наблюдение за организацией образовательной деятельности со стороны педагогических работников - мониторинг качества организации развивающей предметно-пространственной среды 4.3. Процедура оценки кадровых условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает: - мониторинг уровня квалификации педагогических работников - мониторинг уровня квалификации учебно-вспомогательного персонала - мониторинг проявления профессиональных компетенций сотрудников в процессе реализации задач ООП ДО 4.4. Процедура оценки материально-технических условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ включает: - мониторинг средства обучения и воспитания детей - мониторинг учебно-методического обеспечения ООП ДО - мониторинг материально-технического обеспечения ООП ДО 4.5.Процедура оценки финансовых условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает: - мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию ООП ДО - мониторинг привлечения финансов на реализацию ООП ДО 5. Результаты процедуры внутренней оценки качества образования. 5.1. Материалы процедуры внутренней оценки качества образования хранятся в информационном банке МАДОУ в течение трех лет. 5.2. Результаты процедуры внутренней оценки качества образования представляются в материалах самообследования МАДОУ и размещаются на официальном сайте в сети интернет.